Skip to Content

С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН

В Сыктывкаре вышло в свет долгожданное учебное пособие для образовательных организаций Республики Коми «История Коми с древнейших времен до конца XVII века. 6−7 классы» (Сыктывкар, 2022, 224 с., тираж 2 500 экз.), подготовленное под руководством директора Института языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН доктора исторических наук И.Л. Жеребцова коллективом работников ИЯЛИ и Коми республиканского института развития образования. Учебное пособие содержит сведения об основных событиях политического, социально-экономического, историко-демографического и культурного развития Коми с древнейших времен до конца XVII века в тесной взаимосвязи с ключевыми историческими общероссийскими процессами.
Книга предназначена педагогам и учащимся, но, вне всякого сомнения, вызовет любопытство у всех, кому интересна история региона — от самого «начала времен», когда в этой части земного шара не было не только человека, но даже самой земли, на которой расположена теперь Республика Коми. Учебное пособие открывается рассказом о Палеоуральском океане, Печорском и Сысольском морях и древнейших обитателях их глубин, о появлении суши и о том, как медведи, зайцы, рябчики и тайга сменили на ней бегемотов, обезьян, страусов и пальмовые рощи. Открывший книгу узнает, когда здесь появились первые люди, как они стали пользоваться орудиями из камня, дерева, бронзы и железа, переселялись из пещер в дома, учились понимать и объяснять окружающий мир.

На протяжении многих веков Европейский Северо-Восток являлся территорией долговременного и разнообразнейшего культурного взаимодействия. Здесь то и дело появлялись разноплеменные пришельцы с востока, юга и запада (сюда дотянулось даже Великое переселение народов). «Какая смесь одежд и лиц, племен, наречий, состояний» — эти слова А.С. Пушкина как нельзя лучше подходят к описанию края. В этом «плавильном котле» сформировался тысячу лет назад обладающий самобытной и богатой культурой народ коми, представители которого проторили для властителей Русского государства дороги через Каменный пояс (Уральские горы), в конце XVI столетия провели туда отряд Ермака, были в числе строителей и первых жителей Тюмени, Тобольска, Томска и других старинных сибирских городов, среди первопроходцев Лены, Индигирки, Колымы, участников похода Семена Дежнева вокруг Чукотки и Ерофея Хабарова на Амур…
На территории современной Республики Коми появились первые в Русском государстве серебряный и нефтяной прииски, а в 1930-е годы этот регион стал «деревянным Донбассом» Советского Союза. Отсюда в годы Великой Отечественной войны бесперебойно шел столь необходимый блокадному Ленинграду и всей стране уголь, добывавшийся в неимоверно сложных природных условиях узниками ГУЛАГа… История Коми — не просто региональная история: это чрезвычайно важная составляющая истории всей страны.
Пособие состоит из пяти глав: «Европейский Северо-Восток в древности и раннем Средневековье», «Европейский Северо-Восток на рубеже тысячелетий (IX — первая половина XIII века)», «Коми край в середине XIII — XV веке», «Коми край в XVI веке», «Коми край в XVII веке». Основной текст и часть иллюстративного материала подготовили известные ученые ИЯЛИ ФИЦ Коми НЦ УрО РАН доктора исторических наук И.Л. Жеребцов и Э.А. Савельева (на верхнем снимке), кандидаты исторических наук И.О. Васкул (на фото внизу), В.Н. Карманов и кандидат филологических наук О.И. Уляшев. Огромную работу по составлению учебно-методического аппарата провели кандидат исторических наук Н.Н. Русеева и Е.В. Поляков (КРИРО), внесшие также большой вклад в подбор иллюстраций и адаптацию текста учебного пособия. Окончательная редакция текста проведена доктором исторических наук И.Л. Жеребцовым.
Усилиями Коми республиканской типографии книгу удалось сделать очень красочной. В числе иллюстраций — картины В.Г. Игнатова, П.Г. Микушева, А.В. Мошева, рисунки М.Ф. Беллон, Е.А. Сокериной, В.С. Зеленского, исторические карты докторов исторических наук И.Л. Жеребцова и М.А. Мацука, фотографии А.Л. Белицкой, И.О. Васкула, В.Н. Карманова, О.А. Лыскова, Е.В. Попова и многих других, экспозиции Национального музея Республики Коми и Научного музея археологии Европейского Северо-Востока. Дизайнер издания — М.Ф. Беллон, литературный редактор текста — Н.В. Мельникова (Коми республиканская типография).
Впервые в истории Республики Коми начато издание комплекса пособий, учитывающих возраст учащихся, а не одного-единственного — для всех школьников от мала до велика, — как было в прошлом веке. Ведь язык и стиль учебника для шести- и семиклассников должны существенно отличаться от пособия, адресованного старшеклассникам. Однако до сих пор реализовать этот подход не удавалось. Да и и один-то для всех классов учебник по истории Республики Коми был издан лишь однажды — на исходе минувшего тысячелетия, в 2000 году.
Еще в 2015 году на Первом съезде историков Республики Коми педагоги, ученые и общественные деятели говорили о необходимости подготовки новых учебников, учебно-методического комплекса изданий для школ и вузов по истории Республики Коми, обратились в Министерство образования Республики Коми с серией предложений. К сожалению, их мнение тогда не было услышано. В последующие годы работники науки и образования неоднократно поднимали вопрос о подготовке новых учебных пособий, о важности школьного исторического образования в деле гражданского патриотического воспитания, в 2020 г. настоятельно предлагали включить соответствующий пункт в программу одной из политических партий, обратившейся к ученым за консультацией перед выборами в Государственный Совет Республики Коми.
Дело сдвинулось с места только осенью прошлого года. Вопрос о подготовке комплекта из трех учебных пособий по истории Коми (для 6−7, 8−9 и 10−11 классов) обсуждался представителями ИЯЛИ, Коми республиканской типографии, Министерства образования, науки и молодежной политики РК и КРИРО. На Учредительном собрании отделения Российского исторического общества в Республике Коми разработка программы учебного курса «История Республики Коми» для общеобразовательных школ и подготовка учебников была отмечена в качестве одной из первоочередных задач. Затем доктором исторических наук И.Л. Жеребцовым, кандидатом исторических наук Н.Н. Русеевой и Е.В. Поляковым была разработана примерная образовательная программа учебного предмета «История Коми края» для 6–9 классов основного общего образования. Решением республиканского экспертного совета, утвержденным приказом Министерства образования, науки и молодежной политики РК 3 марта 2022 г., этой программе был присвоен статус «Авторская программа» сроком на три года.
Весной нынешнего года был подготовлен текст учебного пособия и его учебно-методический аппарат, а летом руководимая А.В. Чураковой (одним из инициаторов подготовки учебника) Коми республиканская типография оперативно и качественно разработала макет книги и отпечатала тираж. Учебное пособие издано при финансовой поддержке АО «Транснефть−Север». Будем надеяться, что найдутся средства и для выпуска двух других учебных пособий — для 8−9 и 10−11 классов. Кроме того, нужны школьные исторические атласы, контурные карты, рабочие тетради, другие пособия для учителей и учащихся (справочник школьника «История Коми от А до Я», сборник викторин и заданий «Занимательно об истории Коми» и т.п.).
Во введении к учебному пособию Игорь Любомирович Жеребцов подчеркивает:
— История обширнейшей России, самой большой страны мира, — это, прежде всего, история ее регионов и народов. Из многих «региональных» историй, в сущности, и складывается история страны. История родного края учит не только любить свою «малую родину», но и знать о ней, приучает интересоваться ее культурой, обычаями и традициями, гордиться славой своих предков, помогает воспитывать достойных граждан своей страны. С этого и начинается воспитание патриотизма: со знания истории и культуры своего Отечества. Для того чтобы гордиться Родиной, надо как минимум знать, чем гордиться, понимать, что история «малой» родины — это часть истории «большой», и как «большая», так и «малая» родина имеют интереснейшую и славную историю. Республика Коми  — один из интереснейших с исторической точки зрения российских регионов. Говорят, дерево сильно корнями; для людей, для народа, для страны такими корнями является знание своей истории. И чтобы дерево росло и цвело, чтобы народ и страна развивались, надо постоянно заботиться об этих корнях, учить и воспитывать подрастающее поколение. Иначе могут найтись желающие учить иному, чуждому для нас пониманию уроков истории…
По материалам сайта ИЯЛИ Коми НЦ УрО РАН
 
Год: 
2022
Месяц: 
октябрь
Номер выпуска: 
20
Абсолютный номер: 
1259
Изменено 27.10.2022 - 15:33


2021 © Российская академия наук Уральское отделение РАН
620049, г. Екатеринбург, ул. Первомайская, 91
document@prm.uran.ru +7(343) 374-07-47