Skip to Content

Пространство культуры

ВОЗВРАЩЕНИЕ АВТОРА «КАЛИНКИ»

25 октября в главном здании Пермского федерального исследовательского центра УрО РАН (напомним, что это объект культурного наследия, исторический особняк купца Грибушина, восстановленный силами ученых) состоялся первый музыкально-тематический вечер в рамках культурно-просветительского проекта «Жизнь и творчество И.П. Ларионова, автора песни «Калинка». Песня известна во всем мире и считается народной, однако у нее есть автор, имя которого было забыто на долгие годы.
Иван Петрович Ларионов (1830–1889) — уроженец Перми, представитель старинного дворянского рода. Уйдя в отставку с военной службы, он поселился в Саратове, где состоялся как композитор, хоровой дирижер, музыкальный критик и фольклорист. Ровно через сто лет после его смерти благодаря потомкам, саратовским краеведам и журналистам началось возвращение имени и творчества композитора в современное культурное пространство. Включилась в этот процесс и Пермь. В 2011 году здесь были изданы музыкально-публицистические статьи Ларионова и его автобиографическая проза. А в декабре 2014 года в музыкальной гостиной ПФИЦ состоялось первое за последнее столетие концертное исполнение лирической оперы Ларионова «Барышня-крестьянка» по мотивам повести А.С. Пушкина.

Год: 
2019
Месяц: 
ноябрь
Номер выпуска: 
22
Абсолютный номер: 
1203
Изменено 19.11.2019 - 15:47

ПЕТРУШКИНЫ ЗАБАВЫ

В Екатеринбурге вслед за чемпионатом мира по футболу продолжаются события международного масштаба: в августе в уральской столице прошел всемирный карнавал кукол. В течение пяти дней более 150 кукольников из 29 стран выступали на четырех театральных площадках города, а также на открытых сценах в Историческом сквере.
Мировой карнавал кукол проводится с 2009 года командой под руководством театрального продюсера Рода Петровича (Сербия) с участием лучших художников и режиссеров со всех континентов. Каждый год празднество проходит в новой точке земного шара. Карнавал уже принимали Лос-Анджелес, Барселона, Прага, Алма-Ата, Джакарта, Бангкок, Борнео и Лодзь. В прошлом году кукольники собрались в Астане. Именно там программа Екатеринбургского театра кукол «Карнавал Петрушек» победила в номинации «Лучшее уличное шоу». В площадном представлении персонаж русского народного кукольного театра путешествует по пяти континентам, где встречает своих собратьев, традиционных героев театров кукол разных стран. Часть этого шоу была показана на открытии нынешнего фестиваля.

Год: 
2018
Месяц: 
сентябрь
Номер выпуска: 
17-18
Абсолютный номер: 
1181
Изменено 21.09.2018 - 16:10

ДВА СЕЗОНА ГРИБУШИНСКИХ АССАМБЛЕЙ

В марте 2004 г. в газете «Наука Урала» № 8 под названием «Сто вечеров» был размещен материал об историко-культурной составляющей деятельности Пермского научного центра УрО РАН (ныне ФИЦ УрО РАН). Поводом тогда послужил своеобразный юбилей — сотый музыкальный вечер в отреставрированном историческом особняке, памятнике архитектуры «Дом Грибушина». С тех пор число музыкальных вечеров перевалило за двести. А с октября 2015 г. концерты камерной классической музыки стали неотъемлемой частью нового инициативного проекта «Грибушинские ассамблеи в ПНЦ УрО РАН».
Вечера, проходящие в рамках Грибушинских ассамблей, объединяют два основных события: научно-популярный доклад или сообщение и концертную программу, эмоционально и содержательно связанную с научной частью вечера. По существу это симбиоз двух существующих около 25 лет самостоятельных направлений деятельности ПНЦ УрО РАН: науки и музыкального искусства. Стремясь представить науку в «светском» варианте, инициаторы проекта — ведущий специалист ПНЦ УрО РАН, кандидат физико-математических наук Анастасия Вотинова и автор этих строк, продюсер концертных программ в музыкальной гостиной, опираются на мысли выдающихся отечественных ученых. Одна из таких «путеводных звезд» — академик В.И. Вернадский. А высказывание М.В. Ломоносова «Науки художествам путь показывают, художества происхождение наук ускоряют» легло в основу концепции Грибушинских ассамблей.
История ассамблей в России связана с общественными реформами Петра I. Они были привнесены в социальную жизнь русского общества как «вольные собрания не только для забавы, но и для дела» через специальные указы и с подробным описанием правил поведения. После смерти Петра Великого ассамблеи, введенные почти насильно и «поперек» привычного патриархального уклада, долгое время не проводились, но способствовали  развитию культуры балов в России, а также появлению вкуса к светской жизни и публичному проведению досуга. По мнению историков, целью Петра I было создание универсальной формы, сочетавшей развлечения с просветительскими и коммуникативными акциями, дополнявшими и взаимодействовавшими друг с другом.

Год: 
2017
Месяц: 
август
Номер выпуска: 
15
Абсолютный номер: 
1160
Изменено 05.09.2017 - 16:52
RSS-материал


2021 © Российская академия наук Уральское отделение РАН
620049, г. Екатеринбург, ул. Первомайская, 91
document@prm.uran.ru +7(343) 374-07-47