Skip to Content

УРАЛЬСКАЯ ПЛИТА СПАСЛА РОССИЙСКИЙ СТАЛЬПРОМ

Нынешним летом на полях выставки «Иннопром-2022» было подписано соглашение о создании научно-промышленного кластера двойного назначения по транспортному машиностроению. Задача новорожденного «союза компьютера и станка» — упростить и ускорить производство продукции от лаборатории до серийного производства.

Среди учредителей кластера, кроме оборонщиков и машиностроителей — Уральский федеральный университет и Уральское отделение Российской академии наук (УрО РАН). Импортозамещением уральские ученые занимаются давно и весьма эффективно. Об этом корреспондент агентства «Уралинформбюро» поговорил с главным ученым секретарем УрО РАН, членом-корреспондентом Российской академии наук Алексеем Макаровым (на фото). Предлагаем фрагмент этого интервью.
— Алексей Викторович, научная сфера в России одна из самых закрытых. Многие разработки проходят под грифом «секретно», а те, что лежат в открытом доступе, понятны лишь профессионалам. Каким образом эти открытия и изобретения помогут импортозамещению?
— Начнем с того, что термин «импортозамещение» уже уходит на второй план, сейчас речь идет о технологическом суверенитете. Под импортозамещением часто понимают замену эффективной зарубежной технологии на более простую отечественную, но с более низкими производственными показателями. А вот если мы выходим на полное восстановление характеристик, которые были присущи импортному прототипу, и создаем его полный аналог собственными силами — это уже технологический суверенитет. Сейчас стоит задача не просто «как-то чего-то заместить» или закупить на азиатском рынке, а создать условия для генерации и реализации современных технологий по всей линейке, от научно-исследовательских (НИР) и опытно-конструкторских (НИОКР) работ до реализации на производстве с использованием современных материалов и технологий.

— Какой вклад в этот суверенитет уже внесли институты УрО РАН? Какие технологии уже разработаны, какие находятся в процессе разработки?
— Надо сказать, что наши институты работают не только в Уральском федеральном округе, но и за его пределами — в Республике Коми, Пермском крае, Удмуртии, Оренбургской и Архангельской областях. Начиная с 2013 года институты выведены из состава РАН и сейчас находятся в ведомстве Министерства науки и высшего образования РФ, но в своих названиях они сохраняют принадлежность к Академии наук, которая осуществляет их научно-методическое руководство. Основное предназначение академического института — заниматься фундаментальной наукой, но созданные в лабораториях разработки невозможно реализовать без тесного парт-нерства с предприятиями. А для такого партнерства, в свою очередь, необходимы и развитая сеть НИОКР, и заинтересованность самих предприятий в реализации новых технологий.
В частности, наш Институт физики металлов УрО РАН участвовал совместно с научно-производственным предприятием «Машпром» из Екатеринбурга и Уральским федеральным университетом в создании инновационной технологии производства плит кристаллизаторов машин непрерывного литья заготовок (МНЛЗ). Сегодня 96 % объема стали в мире производится с помощью этого метода. Большая часть МНЛЗ на наших металлургических предприятиях импортные, из Австрии, Германии, Италии, хотя в советское время такие технологии разрабатывали в нашей стране, в том числе на Уралмаше, и продавали лицензии в эти западные страны, в Японию.
«Сердце» этой машины — кристаллизатор, в котором жидкий металл превращается в слиток, готовую заготовку, не требующую многократного передела — нагрева, ковки и так далее. Стенки кристаллизатора изготовлены из медных сплавов (бронзы) для лучшего теплоотвода. Чтобы они как можно дольше не изнашивались, им необходимо специальное покрытие. И долгое время медные плиты с гальваническими покрытиями приходилось закупать за границей.
— То есть в этой сфере до недавнего времени была почти стопроцентная импортозависимость?
— Именно так. Но нам удалось разработать и реализовать на производственной площадке «Машпрома» в Нижнем Тагиле собственную технологию производства и восстановления плит кристаллизаторов с износостойкими композиционными покрытиями. Стойкость наших уральских плит в разы выше, чем у импортных аналогов! Сейчас идет постепенная замена импортных плит на отечественные на ведущих металлургических предприятиях страны. Экономический эффект от замены уже в 2017 году превысил 7,2 миллиарда рублей. Это позволяет обеспечить технологический суверенитет по важному для национальной безопасности переделу производства стали в России. А вот если бы этого не было сделано, в условиях санкций сталелитейной промышленности России грозила бы полная остановка.
Сейчас в рамках деятельности Уральского межрегионального научно-образовательного центра (УМНОЦ) «Передовые производственные технологии и материалы» Институтом физики металлов (научный партнер) и ЗАО «НПП "Машпром"» (индустриальный партнер) проводится работа по созданию отечественной технологии восстановления медной основы плит кристаллизаторов методом сварки трением с перемешиванием. Эта новая технология позволит в ближайшей перспективе полностью отказаться от импортной закупки дорогостоящего расходного оборудования МНЛЗ — медных плит кристаллизаторов.
Кстати, на «Иннопроме», на стенде Свердловской области руководству Правительства и Минпромторга России был представлен проект «Машпрома» и ИФМ УрО РАН по инновационным плитам кристаллизаторов с перспективами полного устранения импортозависимости при использовании технологии сварки трением с перемешиванием. И премьер Правительства Михаил Мишустин назвал эту разработку «очень важным проектом».
— На сессиях и круглых столах «Иннопрома» звучал один и тот же рефрен: нам нужны новые, быстрые и экологически безопасные поезда, трамваи, электробусы, электромобили. За рубежом такая техника уже давно ходит по городским улицам. Готова ли уральская наука в нынешних непростых условиях «догнать и перегнать» иностранных разработчиков транспортных технологий?
— Мы уже говорили о технологии сварки трением с перемешиванием. Она востребована в производстве скоростного железнодорожного транспорта, способного разгоняться до 300 километров в час и выше. В конструкции таких поездов используются легкие материалы — алюминиевые сплавы.
Лидером в производстве такой техники считается Китай, и там очень широко применяются установки сварки трения с перемешиванием портального типа. Но мало кто знает, что эта технология тоже рождена в СССР, а недавно такая установка появилась в нашем Институте физики металлов УрО РАН. Она, как я уже говорил, используется при восстановлении медных плит кристаллизаторов, но ее также перспективно применять и при производстве современного железнодорожного транспорта.
— Эта технология уже запущена в производство?
— Чтобы выйти на реальное внедрение, требуется научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа, и, главное, желание производителя заглянуть немного вперед и начать осваивать новейшие прогрессивные технологии. Но промышленная база для ее применения в регионе есть. Я имею в виду завод «Уральские локомотивы» в Верхней Пышме, производящий замечательные электропоезда «Ласточка».
Беседовал
Евгений СУСОРОВ
 
Год: 
2022
Месяц: 
сентябрь
Номер выпуска: 
18
Абсолютный номер: 
1257
Изменено 29.09.2022 - 15:03


2021 © Российская академия наук Уральское отделение РАН
620049, г. Екатеринбург, ул. Первомайская, 91
document@prm.uran.ru +7(343) 374-07-47