Skip to Content

ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ

Сегодня в рамках национального проекта «Наука и университеты» реализуется целый комплекс мер поддержки молодых ученых. Это различные программы, гранты, жилищные сертификаты, создание молодежных лабораторий и обновление научного оборудования. Однако по-прежнему во многих научных направлениях ощущается дефицит молодых исследователей. И дело не только в недостаточном финансировании науки, но и в менталитете нынешней молодежи. «Иметь или быть» — название книги немецкого философа Эриха Фромма, автора термина «общество потребления». Многие молодые люди сейчас чаще выбирают первое, предпочитая потреблять, а не производить.
О причинах и перспективах преодоления этой ситуации мы поговорили с главным научным сотрудником Института электрофизики УрО РАН членом-корреспондентом Игорем Некрасовым, который не только достиг выдающихся результатов в своей области знания, но и стал активным популяризатором науки. Выпускник физико-технического факультета УГТУ–УПИ, ныне УрФУ, после окончания аспирантуры и досрочной защиты кандидатской диссертации он работал в Институте физики металлов УрО РАН, а с 2005 г. трудится в Институте электрофизики, в лаборатории теоретической физики, где защитил докторскую диссертацию и стал профессором РАН. В 2016 г. Игорь Некрасов избран членом-корреспондентом РАН. Он автор более 110 научных работ в рецензируемых журналах, в том числе трех фундаментальных обзоров. Сфера его научных интересов — численные методы расчетов электронных свойств твердых тел, прежде всего сильно коррелированных систем. К ним относятся переходные металлы и редкоземельные элементы, а также их соединения. Ученый исследует широкий класс новых высокотемпературных сверхпроводников, к которым сегодня приковано внимание и теоретиков, и экспериментаторов. Одновременно Игорь Александрович преподает на кафедре электрофизики Физико-технического института УрФУ, читает научно-популярные и научно-мотивирующие лекции в школах, вузах и на других площадках.
— Многие преподаватели отмечают, что нынешние студенты не отличаются большой тягой к знаниям. А вы как считаете?
— В последние три года на кафедре электрофизики ФТИ УрФУ я читаю лекции «введение в специальность» и, естественно, спрашиваю студентов, почему они выбрали специализацию в области физики и электрофизики в частности. Всего пару раз слышал: «Хочу заниматься физикой, быть ученым». Чем же тогда определяется выбор? Есть, конечно, конкретные причины, которые, как говорится, лежат на поверхности: сдали набор ЕГЭ, который подходит для физической специальности, а конкурс на эту специализацию ниже, чем на другие, молодые люди поступают в вуз, чтобы избежать военного призыва, кто-то просто хочет получить диплом, чтобы потом работать в другой сфере на руководящих должностях. Удивительно, что у этих в большинстве умных, способных ребят нет мотивации не только серьезно заниматься наукой, но и вообще получать знания об окружающем мире, поэтому им и не нравится учиться — лишь бы где-то «пересидеть» годы, отпущенные на получение среднего и высшего образования. Школа и университет таким образом выполняют сомнительную функцию социальной «передержки».
На мой взгляд, главная причина такого отношения студентов к будущей специальности заключается в том, что нынешнее поколение просто не умеет и не желает заниматься производительным трудом в широком понимании, включая производство знаний. Более того, они просто не знают, что это такое — ведь даже уроки труда, где в советское время мальчики осваивали элементы плотницкого или слесарного дела, а девочки учились шить и готовить, теперь заменили некой «технологией». У нынешних детей не формируется представления, что вещи не возникают сами по себе — чтобы их сделать, нужно приложить усилия, а люди труда достойны всяческого уважения и благодарности. Для меня и многих моих сверстников в свое время это было вполне естественно.
Сознание же современного молодого человека определяется блогерами, тиктокерами, инстаграмом, ютуб-каналами, неким медийным виртуальным окружением, в котором не видно процесса труда; все это зачастую «засоряет» неокрепшие умы бесполезным контентом. «Супергерои» всех мастей появляются сами по себе, просто по стечению обстоятельств, безо всяких тренировок и учебы. Молодые люди даже не задумываются о том, что появлением компьютеров, сети Интернет и других благ виртуального и реального мира человечество обязано интеллектуальному труду многих поколений ученых. Отметим, однако, что производственная сфера в стране сейчас немного начинает возрождаться, что неизбежно потребует квалифицированных молодых кадров. Также сейчас в сети появилось много очень достойного качества научно-популярного и, я бы сказал, профессионально-технического контента в различных областях знаний. Уверен, ренессанс интереса к естественным наукам не за горами.
— Когда вы сами определялись с выбором профессии, ситуация была другая. Благодаря чему вы заинтересовались наукой, конкретно физикой?
— В середине 1980-х уровень школьного образования был достаточно высоким. В младших классах мы занимались рядом с кабинетом физики, куда часто заглядывали на переменах. Учителя физики Владимир Сергеевич и Клара Михайловна нас не выгоняли, а вполне серьезно разговаривали, показывали различные физические приборы. Потом благодаря классной руководительнице Людмиле Георгиевне Курмачевой в нашей свердловской школе №47 появился математический класс, читать физику пригласили автора учебных пособий и руководств по преподаванию этого предмета доктора физико-математических Александра Александровича Фролова с кафедры общей физики УПИ. Позже мне снова повезло — на 10–11-й классы родители определили меня в так называемую элитарную школу при физтехе УПИ, одним из организаторов которой был профессор кафедры теоретической физики физико-технического факультета Анатолий Кузьмич Чирков. Это был пилотный проект, все предметы вели вузовские преподаватели — кандидаты и доктора наук, в частности, физику читал профессор Александр Александрович Повзнер. Я оказался в первом наборе среди фантастически способных ребят. Зачастую занятия шли в здании физтеха УПИ, мы ходили по одним коридорам со студентами, и естественно я выбрал этот факультет для получения высшего образования. Уже на втором курсе стал искать возможности заняться наукой, некоторое время «стажировался» в лаборатории лазерной техники у Льва Геннадиевича Скорнякова и в лаборатории квантовой магнитометрии у Владимира Александровича Сапунова (где четверокурсником опубликовал свой первый научный труд), а потом попал в Институт физики металлов УрО РАН, в группу Владимира Ильича Анисимова, что и определило окончательно мою дальнейшую научную судьбу.
Пройдя такой путь, я понимаю, насколько необходимо выстроить подобную линию для нынешних школьников и студентов, восстановить преемственность поколений. Сейчас появилось много образовательных интернет-каналов, научно-популярных фильмов и книг, но чтобы дети начали их смотреть и читать, кто-то должен заронить зерно интереса к окружающему нас миру и науке в частности, причем желательно в личном общении, а не онлайн. Это я и пытаюсь делать.
— Вы работаете в области теоретической физики, и понять, чем вы занимаетесь, способен только специалист. Каким образом рассказать об этом школьникам?
— Чтобы было понятно школьнику, можно сказать, что численные расчеты электронных свойств сильно коррелированных систем — это по сути компьютерное моделирование поведения электронов, их взаимодействия между собой в поле ионов кристалла. Чтобы прогнозировать свойства реального вещества, мы заменяем его численной моделью и работаем с ней. Юным слушателям я рассказываю, например, о таком кристалле, как корунд, или оксид алюминия. Он широко применяется в разных областях: искусственный корунд используется как абразивный материал, корундовая керамика служит прекрасным изолятором, высококачественные корунды незаменимы при изготовлении точных механизмов, лазеров, других оптических устройств, наконец, прозрачные его разновидности — это драгоценные камни рубин и сапфир. Что же общего между абразивным кругом, дорогими часами, микросхемами, ювелирными изделиями и керамическими кранами? Объяснить это или ответить, например, на вопрос, почему рубин красный, можно, зная кристаллическую структуру корунда и решив многочастичное стационарное уравнение Шредингера, то есть обратившись к квантовой механике. 
— На каких площадках вы общаетесь с молодежью?
— Сейчас таких мест немало — Ельцин центр, международный центр искусств «Главный проспект», культурный центр «Книги, кофе и другие измерения» в Верхней Пышме, объединивший книжный магазин с кофейней и площадкой для лекций и мастер-классов, детский технопарк «Кванториум Фотоника» в Перми, Информационный центр по атомной энергии Росатома. Перспективное начинание — «Открытый лекторий РАН», правда, из-за пандемии он пока перешел в онлайн. В общем, постепенно формируются «центры кристаллизации», способствующие привлечению молодежи в науку, хотя, говоря языком физики, фазового перехода пока еще не случилось.
— Что же делать, чтобы процесс пошел?
— Единственный способ противостоять информационному потоку, навязывающему молодежи потребительские стандарты, — это образование, которое формирует основы понятийного мышления, навыки работы с информацией, способность критически ее оценить. Образованного человека труднее ввести в заблуждение. Неслучайно всячески принижают ценность фундаментального знания, образования в целом, роль учителей и вузовских преподавателей именно те, кто вместо подготовки квалифицированного работника желает «печатать» грамотного потребителя, как печатают деньги, не подкрепленные реальным продуктом. Я часто говорю своим студентам: раз уж вы пришли в университет, проведите эти пять лет с пользой. Куда бы потом ни пошел выпускник, у него уже будут «прокачанные» мозги. И он поймет, что блогер, даже имеющий высокие доходы, на самом деле не зарабатывает ничего. Он потребляет (вспомним Маркса) прибавочную стоимость, созданную другими, ведь на рекламу — источник его благосостояния — идут деньги, отобранные у производителя конкретного продукта. В мире, где не спрос рождает предложение, а предложение, упакованное в рекламный глянец, вызывает спрос, нет перспектив у науки и образования. Погруженный в сеть человек вычеркнут из жизни, он существует, пока провод воткнут в розетку.
И еще, пусть это несовременно звучит, надо воспитывать уважение к человеку труда, неважно — физический это труд или умственный. Недавно у меня был любопытный опыт. Вместо работников из бывших братских республик я подрядился косить траву рядом с домом, в котором живу, переоделся в спецовку, закрыл лицо защитной маской, став неузнаваемым для соседей, и почувствовал, каково это — быть сезонным рабочим, которого и за человека в общем-то не считают.
Возвращаясь к уже сказанному, повторю, что на данном этапе, чтобы преодолевать информационное давление, надо накапливать интеллектуальный потенциал, развивать просвещение. А молодому человеку предстоит сделать выбор, в котором ему призваны помочь школьные учителя и вузовские преподаватели, — либо стать потребителем и бесследно сгинуть в вечном круговороте ненужных, навязанных вещей, либо заняться творческим трудом и оставить свой след в этом мире, память о себе не только среди родных и близких.
Беседовала
Е. Понизовкина
Портрет И.А. Некрасова работы С. Новикова
 
Год: 
2022
Месяц: 
январь
Номер выпуска: 
1-2
Абсолютный номер: 
1244
Изменено 25.01.2022 - 13:29


2021 © Российская академия наук Уральское отделение РАН
620049, г. Екатеринбург, ул. Первомайская, 91
document@prm.uran.ru +7(343) 374-07-47