Skip to Content

ОТ ШКОЛЫ ДО АКАДЕМИИ

На августовской конференции педагогических работников Удмуртии «Развитие образования — инвестиции в человеческий капитал» обсуждались перспективы дальнейшего сотрудничества Удмуртского федерального исследовательского центра УрО РАН и трех ижевских лицеев, получивших статус школ РАН.
В приветственном слове директор УдмФИЦ УрО РАН, доктор физико-математических наук профессор Михаил Альес отметил, что сейчас проект «Школы РАН» близок к стадии конкретной содержательной реализации. С чего начинать? Каковы необходимые запускающие механизмы? «Мы готовы, — заверил глава центра, — обсуждать механизмы включения и молодых ученых, и ученых с мировым именем в образовательный процесс, но готовы ли сами школы?.. Второй вопрос: куда дальше пойдут учиться и работать таланты? Пока что реальность такова, что мы готовим их к переезду в другие регионы. Удмуртия — донор талантов. Республика остро нуждается в собственных крупных проектах, которые востребуют молодежь и создадут условия для экономического роста в регионе. Чтобы Удмуртия была не просто территорией с субконтрактным доминированием в бизнесе, а чтобы здесь развивалась компетенция разработчика. Именно это интересно молодежи. А в основе всего лежит школьное образование. И мы хотели бы принять участие в работе наших школ РАН именно в этом контексте».
К настоящему времени существуют два сценария решения этих задач. Первый, более желательный — дать ребятам понять, что после окончания школ РАН они смогут получить высококлассное высшее образование в университетах Удмуртии, где в образовательном процессе также участвуют сотрудники УдмФИЦ УрО РАН. Далее выпускников ждут промышленные предприятия республики с интересной для них работой. Второй сценарий — организовать обучение в школах РАН так, чтобы в дальнейшем ребята, даже выбрав вузы в других регионах, хотели бы вернуться.
По словам участвовавших в дискуссии молодых ученых, контакт со школьниками давно налажен: специалисты УдмФИЦ читают им лекции, приглашают на экскурсии, мероприятия «молодежного блока» ежегодно проходят в рамках республиканской Недели науки. Благодаря этой работе некоторые ребята уже выбрали для себя карьеру ученого.
Научный сотрудник
УдмФИЦ УрО РАН, председатель Совета молодых ученых и специалистов, кандидат физико-математических наук Андрей Чукавин подчеркнул, что научная организация хотела бы видеть в школах РАН в первую очередь источник пополнения кадров, где должны быть созданы максимально благоприятные условия обучения с перспективой дальнейшей успешной карьеры в сфере науки и высоких технологий. По мнению старшего научного сотрудника УдмФИЦ УрО РАН, секретаря Совета молодых ученых и специалистов, кандидата физико-математических наук Василия Стяпшина, школьникам необходимо давать представление и о мировоззренческих вопросах, что поможет сформировать научный тип мышления. В программу школ РАН стоило бы включить философию, формальную логику, использовать специальные упражнения, развивающие скорость мышления.
Участвовавшие в заседании директора лицеев поделились опытом организации научно-исследовательской деятельности. В частности, в лицее №41 уже реализуется проект «Час ученого», и готовится к запуску проект «Ноосфера». Директор лицея Татьяна Анисимова посетовала на дефицит научных кадров, которые могли бы сопровождать исследовательскую деятельность на более высоком качественном уровне. Педагогов, по ее словам, тревожит отток из республики талантливых детей, иногда начиная уже с 8-го и даже с 4-го класса. Директор лицея № 29 Владимир Аркашев отметил, что для наиболее качественного развития Школам РАН нужно объединиться.
В ходе дискуссии было решено, что с нового учебного года сотрудники УдмФИЦ Уро РАН будут не только читать ученикам школ РАН лекции, но и вовлекать их в реальную исследовательскую работу. Организуется также рабочая группа для выработки механизмов взаимодействия ученых УдмФИЦ УрО РАН и школ РАН.
По материалам пресс-службы Удмуртского федерального исследовательского центра Уральского отделения Российской академии наук
 
Год: 
2021
Месяц: 
сентябрь
Номер выпуска: 
17
Абсолютный номер: 
1237
Изменено 08.09.2021 - 16:17


2021 © Российская академия наук Уральское отделение РАН
620049, г. Екатеринбург, ул. Первомайская, 91
document@prm.uran.ru +7(343) 374-07-47